Организация работы с семьёй как ближайшим социальным окружением ребёнка с ОПФР

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему...
С.Бранд

Педагогами  нашей  школы накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей с особенностями психофизического развития. Мы  используем  различные формы и  постоянно совершенствуем содержание  этой   работы, стремимся добиться  органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка  как в школе,  так  и в семье.   Ведь как бы серьезно  ни продумывались формы воспитания детей в школе, какой бы высокой ни была квалификация специалистов,  невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей   в  образовательном   процессе.

          Работу с родителями  мы осуществляем поэтапно.         

        Первый этап - ознакомительный, который подразумевает пропаганду школы, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг.  Одним из современных рекламных средств  нашей школы является презентация образовательного учреждения в электронном виде и наличие собственного сайта в интернете.

        Второй  этап  – диагностический. Этот этап включает социологическое, психологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и  интервью. Работа специалистов школы на данном этапе позволяет определить направление взаимодействия с конкретной семьей,  выявить проблемы семьи и  выбрать адекватные  способы и средства помощи.

      Третий этап – психолого-педагогическое просвещение.  Работа на данном этапе представляет планирование форм, направлений  взаимодействия с родителями.

 

  План работы учителя-дефектолога с родителями учащихся

на 2019/2020 учебный год

Форма работы

Дата

Примечание

1.

Беседы, ответы на вопросы, пожелания родителей на родительских собраниях.

Беседа на родительском собрании «Об обучении  и воспитании  детей  с особенностями психофизического развития»

 

в течение  года

сентябрь

 

2.

Консультирование по вопросам индивидуальной коррекции в развитии учащегося

по запросу

 

3.

Тематические консультации

сентябрь -  май

2 раза в месяц

4.

Обновление стенда «Для вас, родители»

в течение года

 

5.

Культпоход  «Мы вместе» (родители, дети, учитель)

май

 

           Это и тематическая наглядная пропаганда, родительские собрания, заседания, досуговых клубов, консультирование, семинары и конференции родителей.

      Четвертый этап – этап практической деятельности родителей в образовательном процессе школы. Он включает совместные мероприятия для детей,  поддержка и помощь в благоустройстве территории школы, воспитательно-образовательная и досуговая работа с детьми.

         В   нашей школе используются  всевозможные формы педагогического  просвещения  родителей:

- наглядная пропаганда;

- посещение семей;

- коллективные беседы, собрания, семинары, конференции;

- индивидуальные беседы, консультирование;

- воспитательные мероприятия;

- родительские клубы и объединения.

         Представим   перечисленные  формы  работы с родителями  более подробно.

         Наглядная пропаганда – это печатная информационная  продукция  для родителей. То есть стенды, папки - передвижки, фотовыставки, буклеты,памятки, визитки. 

Одной из форм педагогического просвещения родителей являются   беседы: ознакомительные, информационные, рекомендательные,  профилактические.  

А также широко распространенной формой  работы с родителями, которую мы используем  - это индивидуальные или   коллективные   консультации,  которые   можно     разделить   на   две группы:  по запросу и тематические.

План

проведения тематических консультаций для родителей

на 2019/2020 учебный год 

Тема

Сроки

Ответственный

1

Если у вас ребёнок с особенностями психофизического развития

сентябрь

 

2

Здоровье учащихся  - обязательное условие образовательного процесса

сентябрь

 

3

О родительском авторитете

октябрь

 

4

Нравственные основы семьи

октябрь

 

5

Поощрение и наказание  детей в семье

ноябрь

 

6

Книга в жизни школьника. Отношение учеников к учебной и художественной литературе

ноябрь

 

7

Развитие мышления

декабрь

 

8

Агрессия, её причины и последствия

декабрь

 

9

Руки развивают мозг

январь

 

10

Воспитание трудолюбия

январь

 

11

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают

февраль

 

12

Ошибки родителей в воспитании детей

февраль

 

13

Режим дня учащегося

март

 

14

Предупреждение и преодоление нарушений чтения и письма у детей

март

 

15

Профилактика стресса у детей

апрель

 

16

Эмоции и их воспитание в семье

апрель

 

17

Развивайте память ребёнка (задания для практической работы)

май

 

18

Профориентационная работа с подростками

май

 

 

Родительские собрания  в  нашей школе   предполагают  активное участие таких специалистов, как  учитель-дефектолог,  врач – психоневролог, педагог психолог,  педагог социальный, представители  инспекции по делам несовершеннолетних    районного   отдела   внутренних    дел. Родительские собрания интересны   для родителей тем, что здесь они  не  просто     могут  слушать       предлагаемую   им   информацию,  но и задавать вопросы,  а соответственно и получить конкретные ответы на   интересующие   их   вопросы.

Родительское собрание

 

Еще одна форма работы с родителями – это мероприятия,которые  могут  быть   показательными   или  совместными. 

 Конкурсная программа «Наши мамы, наши папы»

Совместные   мероприятия – это  детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными   усилиями педагогов  и  родителей. 

 В нашей школе большое значение отводится посещению и занятости учащихся в шестой школьный день.

Ярмарка «Золотая осень»

 

 Мероприятие, посвящённое дню матери

 

Беседа с инспектором ГАИ

  

Мы планируем мероприятия субботнего дня  для учащихся, с учётом их интересов и пожеланий. При этом активно вовлекаем в совместную деятельность и  их родителей.

Наиболее привлекательными для учащихся посещение учреждений культуры (выставок, музеев, кинотеатров  и т.д.), массовые совместные праздники и спортивные мероприятия.

Конкурс «Маленькая принцесса» 

        От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия в образовательном процессе  зависит общий результат.

 

Легко, если вместе!