Организация образовательного процесса в 2017/2018 учебном году

Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, не превышает 20 учащихся (статья 268, пункты 14.1, 14.2, 14.3). В 2017/2018 учебном году в школе открыты 5 интегрированных классов полной наполняемости.

Образовательный процесс в учреждении образования обеспечивает безопасные условия пребывания обучающихся.

Образовательный процесс направлен на:

- обеспечение качества специального образования;

- реализацию компетентностного подхода;

- охрану здоровья обучающихся;

- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

Преодоление трудностей обучения в школе

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма – дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Как увидеть проблему? У школьников наблюдаются многочисленные варианты трудностей в овладении чтением. В их числе: нетвёрдое знание букв, замедленный темп формирования чтения, большое количество ошибок при чтении, непонимание или частичное понимание смысла прочитанного.

На письме у ребенка с нарушениями речевого развития встречаются следующие ошибки: пропуск букв, слогов; добавление букв; пропуск слов; слитное написание слов; раздельное написание слов; замены букв; грязь в тетради Иногда трудности в овладении чтением и письмом сочетаются с трудностями в овладении математикой и иными предметами.

Понять причины школьных проблем вашего ребёнка вам помогут учителя-дефектологи и педагог–психолог учреждения образования "Средняя школа №13 г. Могилёва"

Повышение качества учебных изданий для учреждений специального образования в условиях образовательной интеграции

27 июня 2017 года учитель-дефектолог Данилова И.Г. приняла участие в республиканском научно-практическом семинаре «Повышение качества учебных изданий для учреждений специального образования в условиях образовательной интеграции».

В рамках семинара обсуждались результаты опытной проверки, перспективы совершенствования существующих и разработки новых учебных пособий для детей с ОПФР.

Совершенствуя педагогическое мастерство

31 октября 2016 года на базе ГУО «Средняя школа № 13 г. Могилёва» была проведена районная консультация для учителей-дефектологов по теме: «Использование портфолио учителя-дефектолога для стимулирования профессионального саморазвития педагога».  Учитель-дефектолог высшей категории Казаткова Наталия Анатольевна  поделилась опытом оформления портфолио, рассказала о этапах сбора информации и разделах портфолио. Каждый присутствующий пополнил свою методическую копилку рекомендациями  о  том, как собрать портфолио.  

Подробнее...

На пути к сотрудничеству

              На базе ГУО «Средняя школа № 13 г. Могилёва» 26 октября и 9 ноября 2016 года в рамках  дипломного исследования на тему «Самооценка младших школьников интегрированных классов» была изучена самооценка и уровень адаптации учащихся классов интегрированного обучения и воспитания.

          Исследование проводилось студентами 5 курса МГУ им. А. А. Кулешова, обучающихся по специальности «Психология» факультета педагогики и психологии детства. Научный руководитель - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства  Ракутова Ирина Владимировна.

          По результатам исследования планируется разработка психолого-педагогических рекомендаций для учителей-дефектологов, учителей-предметников, воспитателей групп продлённого дня по развитию адекватной самооценки учащихся с особенностями психофизического развития.

           Результаты исследований могут быть использованы в качестве материалов, тезисов научных докладов образовательных и научно-исследовательских конференций.

 

Подробнее...

Тревожный ребёнок

«Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными».

Дени Дидро.

У тревожного ребенка тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Когда ребенок боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха (страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства).
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Тревожные дети живут, ощущая беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность и это может привести к сниженной самооценке и неуверенности в себе («Я ничего не умею!»).

Тревожные дети проявляют свою тревожность по-разному:

Первые предпочитают не обращать на себя внимание ведут себя примерно тихо, скромно, не нарушают дисциплину

Вторые наоборот - неусидчивы, раздражительны, могут конфликтовать со сверстниками и взрослыми, чрезмерно болтливы.

Это все одни и те же грани тревожности.

 Критерии определения тревожности у ребенка (по П. Бейкеру и М. Алворду).

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности: (по Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.)

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен и скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями

                   Почему возникает тревожность у детей?

Большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:

1 - Неадекватными требованиями родителей к возможностям своего ребенка

2 - Повышенной тревожностью самих родителей

3 - Непоследовательностью родителей при воспитании ребенка

4 - Предъявлением ребенку противоречивых требований

5 - Чрезмерной эмоциональностью одного или обоих родителей

6 - Стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей

7 - Авторитарным стилем воспитания в семье

8- Гиперсоциальностью родителей – стремлением все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

 Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях:

1. Повышение самооценки.

             Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте его успехи в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации старайтесь находить повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей".

2. Обучать ребенка умению управлять собой и своим поведением в волнующих его ситуациях.                                                          

             Чаще тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Играйте с детьми в ролевые игры. Разыгрывайте ситуации, которые тревожат ребенка, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого. Это поможет ребенку выразить свои эмоции. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

3. Снятие мышечного напряжения.

            При работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела или совершенно простое и необходимое упражнение /обнималки/.
Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад шоу. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

Первоклассник не хочет идти в школу

Помните, что ребенок обучаясь может ошибаться и имеет право на ошибки. Не ругайте его, ведь он только учится.

Признаки школьной дезадаптации:

  • Устойчивое беспокойство.
  • Беспокойный сон (если до этого ребенок спал спокойно).
  • Страхи.
  • Навязчивые движения (подергивания мимических мышц, подергивания плечом,  покашливание и т.д.).
  • Появление запинок в речи.
  • Резкая смена настроения.
  • Повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, заторможенность.
  • Жалобы на головные боли, боли в животе, общее плохое самочувствие.
  • Потеря аппетита.
  • Резкое снижение массы тела.
  • Отказ идти в школу, нежелание учиться.
  • Возникновение конфликтных ситуаций со сверстниками и с учителем.

Если, после поступления в школу, у вашего ребенка появились какие-то из перечисленных признаков, то, прежде всего, проанализируйте режим дня, нагрузку, взаимоотношения ребенка с учителем и со сверстниками. Иногда для решения проблемы бывает достаточно нормализовать распорядок дня, снять перегрузки, увеличить время сна.

Почему это происходит?

  • Ребенка рано отдают в школу.  Один  год  отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического, физиологического и биологического  развития ребенка.
  • Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые, не сформирована произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.
  • Школьная дисциплина требует большого напряжения, первоклассник должен подчиняться правилам и нормам, управлять своими чувствами и желаниями.
  • Конфликты со сверстниками, учителями, сложности в выполнении новых обязательств могут привести не только к эмоциональному напряжению, но и к более тяжелым последствиям.
  • Страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Страх связан с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка
  • Снижена потребность в  познавательной деятельности.
  • Страх перед неудачами, неуспешностью.
  • Общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему
  • Дети  не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых.

Как помочь ребенку?

1)Важно найти общий язык с учителем.

2) Важно выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение

учиться или ошибки воспитательного характера.

3) Важно применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения.

4) Важно в процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения,  родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

5) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам.

6) Важно вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми.

7) Важно мотивировать успех к учебе у ребенка (как следствие, высокая  учебная мотивация).

8) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и  снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.

9) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми  способами.

10 ) Важно иметь  контакт с ребенком и доверительные отношения.

11) Важно знать и понимать, что могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего  ребенка, то непременно все получиться.

 Успехов и терпения Вам в воспитании и обучении своих детей!

Подробнее...

Памятка по подготовке к прохождению психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития

1.            Консультирование законных представителей

•              Объяснить причину направления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию.

•              Познакомить законных представителей ребенка с результатами мониторинга учебного процесса и психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития.

•              Обеспечить законных представителей необходимыми сведениями (например, о том, что такое интеллектуальная недостаточность или другое нарушение, какие существуют формы обучения, дальнейшие перспективы обучения и трудоустройства). При этом необходимо:

•              проявлять искреннюю заинтересованность в проблемах ребенка;

•              не следует прямо критиковать действия законных представителей ребенка в случае отказа;

•              проявлять предельную осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка;

•              избегать безапелляционных утверждений;

•              не внушать неоправданных ожиданий.

 

2.            Перечень документов для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии:

- выписка из медицинских документов (форма 1 мед/у-10) – у педиатра;

- медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия либо отсутствия психиатрического учета (форма 1 здр/у-10) - у психиатра;

- психолого-педагогическая характеристика с образцами творческих работ (самостоятельный рисунок карандашами – дошкольник, образцы письменных работ - школьник);

- заключение ЦКРОиР (если ребенок обследовался ранее в ЦКРОиР);

- копия свидетельства об инвалидности (если ребенок инвалид).

 3.            Сбор документов.

4.            Предварительная запись на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по предоставлению пакета документов в государственное учреждение образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по адресу г. Могилев, Днепровский б-р, д.16, по вторникам и четвергам с 8.00 до 17.00 (перерыв обед с 13.00 до 14.00). Справки по телефону 74-24-96.

5.            Подготовка ребенка к психолого-медико-педагогической комиссии в учреждении образования.

Необходимо учитывать личностные особенности ребенка. Если ребенок замкнутый или тревожный, нужно настроить его на позитивный лад, не травмировать его, создать доброжелательную обстановку в классе, дать положительную установку. Если ребенок агрессивный, не заострять внимание на том, что ребенок скоро пойдет на комиссию, не запугивать, а наоборот, стимулировать его, провести беседу.

Подробнее...

Организация работы с семьёй как ближайшим социальным окружением ребёнка с ОПФР

Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему...
С.Бранд

Педагогами  нашей  школы накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей с особенностями психофизического развития. Мы  используем  различные формы и  постоянно совершенствуем содержание  этой   работы, стремимся добиться  органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка  как в школе,  так  и в семье.   Ведь как бы серьезно  ни продумывались формы воспитания детей в школе, какой бы высокой ни была квалификация специалистов,  невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей   в  образовательном   процессе.

          Работу с родителями  мы осуществляем поэтапно.         

        Первый этап - ознакомительный, который подразумевает пропаганду школы, рекламу собственных педагогических кадров и образовательных услуг.  Одним из современных рекламных средств  нашей школы является презентация образовательного учреждения в электронном виде и наличие собственного сайта в интернете.

        Второй  этап  – диагностический. Этот этап включает социологическое, психологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и  интервью. Работа специалистов школы на данном этапе позволяет определить направление взаимодействия с конкретной семьей,  выявить проблемы семьи и  выбрать адекватные  способы и средства помощи.

      Третий этап – психолого-педагогическое просвещение.  Работа на данном этапе представляет планирование форм, направлений  взаимодействия с родителями.

Подробнее...

Методическое объединение учителей-дефектологов

11 февраля 2015 года на базе учреждения образования  прошло заседание методического объединения учителей-дефектологов специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания по теме:  «Организация коррекционных занятий учащихся с особенностями психофизического развития (интеллектуальная недостаточность, нарушения психического развития (трудности в обучении)) в условиях интегрированного обучения и воспитания».

Подробнее...

Ссылки