Компетентностный подход в обучении учащихся с особенностями психофизического развития

 16 ноября в ГУО "Средняя школа № 13 г. Могилёва" состоялось заседание методического объединения учителей-дефектологов специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания. Проведение интерактивной методики "Ассоциации" позволило актуализировать знания учителей-дефектологов по реализации компетентностносго подхода в образовательном процессе учащихся с особенностями психофизического развития. Учитель-дефектолог Дуткова И. В. показала открытый урок с позиции компетентногстного подхода по учебному предмету "Человек и мир". В практической части заседания участники выработали алгоритм построения технологической карты компетентностного урока.

 

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Уважаемые родители!

          Не отправляйте в долгий ящик дело с речевым развитием Вашего ребёнка. Впоследствии это может отразиться на развитии  письменной речи. Вы должны приложить достаточно усилий, чтобы речь ребенка развивалась без задержки. Ведь от этого будут зависеть его дальнейшие успехи в усвоении учебных предметов школьной программы.

          Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит.

          Обратитесь за помощью или за советом к учителю-дефектологу нашей школы.

          Берегите своих детей! Предоставьте им возможность всестороннего полноценного развития.

Пункт коррекционно-педагогической помощи

(располагается на первом этаже в кабинете № 1)

                Основной целью деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.

          Направления работы пункта коррекционно-педагогической помощи:

коррекция звукопроизношения;

формирование лексико-грамматических представлений;

развитие связной речи;

развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления). 

           Система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений, в частности, исправление нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности.

     Занятия проводят учителя-дефектологи Казаткова Наталия Анатольевна и Клочкова Анастасия Михайловна в специальном кабинете, оборудованном всем необходимым для продуктивных и интересных занятий.

График работы

пункта коррекционно-педагогической помощи

2017/2018 учебный год

ПОНЕДЕЛЬНИК 12.10 – 15.55

ВТОРНИК 12.10 – 14.25

СРЕДА 12.10 – 16.50

ЧЕТВЕРГ 12.10 – 17.40

ПЯТНИЦА 12.10 – 16.50  

Повышение качества учебных изданий для учреждений специального образования в условиях образовательной интеграции

27 июня 2017 года учитель-дефектолог Данилова И.Г. приняла участие в республиканском научно-практическом семинаре «Повышение качества учебных изданий для учреждений специального образования в условиях образовательной интеграции».

В рамках семинара обсуждались результаты опытной проверки, перспективы совершенствования существующих и разработки новых учебных пособий для детей с ОПФР.

Организация образовательного процесса в 2017/2018 учебном году

Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, не превышает 20 учащихся (статья 268, пункты 14.1, 14.2, 14.3). В 2017/2018 учебном году в школе открыты 5 интегрированных классов полной наполняемости.

Образовательный процесс в учреждении образования обеспечивает безопасные условия пребывания обучающихся.

Образовательный процесс направлен на:

- обеспечение качества специального образования;

- реализацию компетентностного подхода;

- охрану здоровья обучающихся;

- соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

- создание безопасных условий при организации образовательного процесса;

- создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

Преодоление трудностей обучения в школе

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называется дислексией, письма – дисграфией. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребёнка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Как увидеть проблему? У школьников наблюдаются многочисленные варианты трудностей в овладении чтением. В их числе: нетвёрдое знание букв, замедленный темп формирования чтения, большое количество ошибок при чтении, непонимание или частичное понимание смысла прочитанного.

На письме у ребенка с нарушениями речевого развития встречаются следующие ошибки: пропуск букв, слогов; добавление букв; пропуск слов; слитное написание слов; раздельное написание слов; замены букв; грязь в тетради Иногда трудности в овладении чтением и письмом сочетаются с трудностями в овладении математикой и иными предметами.

Понять причины школьных проблем вашего ребёнка вам помогут учителя-дефектологи и педагог–психолог учреждения образования "Средняя школа №13 г. Могилёва"

Совершенствуя педагогическое мастерство

31 октября 2016 года на базе ГУО «Средняя школа № 13 г. Могилёва» была проведена районная консультация для учителей-дефектологов по теме: «Использование портфолио учителя-дефектолога для стимулирования профессионального саморазвития педагога».  Учитель-дефектолог высшей категории Казаткова Наталия Анатольевна  поделилась опытом оформления портфолио, рассказала о этапах сбора информации и разделах портфолио. Каждый присутствующий пополнил свою методическую копилку рекомендациями  о  том, как собрать портфолио.  

Подробнее...

На пути к сотрудничеству

              На базе ГУО «Средняя школа № 13 г. Могилёва» 26 октября и 9 ноября 2016 года в рамках  дипломного исследования на тему «Самооценка младших школьников интегрированных классов» была изучена самооценка и уровень адаптации учащихся классов интегрированного обучения и воспитания.

          Исследование проводилось студентами 5 курса МГУ им. А. А. Кулешова, обучающихся по специальности «Психология» факультета педагогики и психологии детства. Научный руководитель - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства  Ракутова Ирина Владимировна.

          По результатам исследования планируется разработка психолого-педагогических рекомендаций для учителей-дефектологов, учителей-предметников, воспитателей групп продлённого дня по развитию адекватной самооценки учащихся с особенностями психофизического развития.

           Результаты исследований могут быть использованы в качестве материалов, тезисов научных докладов образовательных и научно-исследовательских конференций.

 

Подробнее...

Тревожный ребёнок

«Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными».

Дени Дидро.

У тревожного ребенка тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Когда ребенок боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха (страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства).
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Тревожные дети живут, ощущая беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность и это может привести к сниженной самооценке и неуверенности в себе («Я ничего не умею!»).

Тревожные дети проявляют свою тревожность по-разному:

Первые предпочитают не обращать на себя внимание ведут себя примерно тихо, скромно, не нарушают дисциплину

Вторые наоборот - неусидчивы, раздражительны, могут конфликтовать со сверстниками и взрослыми, чрезмерно болтливы.

Это все одни и те же грани тревожности.

 Критерии определения тревожности у ребенка (по П. Бейкеру и М. Алворду).

1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Признаки тревожности: (по Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.)

1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен и скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями

                   Почему возникает тревожность у детей?

Большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:

1 - Неадекватными требованиями родителей к возможностям своего ребенка

2 - Повышенной тревожностью самих родителей

3 - Непоследовательностью родителей при воспитании ребенка

4 - Предъявлением ребенку противоречивых требований

5 - Чрезмерной эмоциональностью одного или обоих родителей

6 - Стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей

7 - Авторитарным стилем воспитания в семье

8- Гиперсоциальностью родителей – стремлением все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

 Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях:

1. Повышение самооценки.

             Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте его успехи в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации старайтесь находить повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как "Комплименты", "Я дарю тебе...", которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя "глазами других детей".

2. Обучать ребенка умению управлять собой и своим поведением в волнующих его ситуациях.                                                          

             Чаще тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Играйте с детьми в ролевые игры. Разыгрывайте ситуации, которые тревожат ребенка, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого. Это поможет ребенку выразить свои эмоции. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

3. Снятие мышечного напряжения.

            При работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела или совершенно простое и необходимое упражнение /обнималки/.
Еще один способ снятия излишней тревожности - раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад шоу. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.

Первоклассник не хочет идти в школу

Помните, что ребенок обучаясь может ошибаться и имеет право на ошибки. Не ругайте его, ведь он только учится.

Признаки школьной дезадаптации:

  • Устойчивое беспокойство.
  • Беспокойный сон (если до этого ребенок спал спокойно).
  • Страхи.
  • Навязчивые движения (подергивания мимических мышц, подергивания плечом,  покашливание и т.д.).
  • Появление запинок в речи.
  • Резкая смена настроения.
  • Повышенная двигательная активность или, наоборот, вялость, заторможенность.
  • Жалобы на головные боли, боли в животе, общее плохое самочувствие.
  • Потеря аппетита.
  • Резкое снижение массы тела.
  • Отказ идти в школу, нежелание учиться.
  • Возникновение конфликтных ситуаций со сверстниками и с учителем.

Если, после поступления в школу, у вашего ребенка появились какие-то из перечисленных признаков, то, прежде всего, проанализируйте режим дня, нагрузку, взаимоотношения ребенка с учителем и со сверстниками. Иногда для решения проблемы бывает достаточно нормализовать распорядок дня, снять перегрузки, увеличить время сна.

Почему это происходит?

  • Ребенка рано отдают в школу.  Один  год  отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического, физиологического и биологического  развития ребенка.
  • Утратив одни формы поведения, ребенок еще не освоил новые, не сформирована произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.
  • Школьная дисциплина требует большого напряжения, первоклассник должен подчиняться правилам и нормам, управлять своими чувствами и желаниями.
  • Конфликты со сверстниками, учителями, сложности в выполнении новых обязательств могут привести не только к эмоциональному напряжению, но и к более тяжелым последствиям.
  • Страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Страх связан с отношением родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка
  • Снижена потребность в  познавательной деятельности.
  • Страх перед неудачами, неуспешностью.
  • Общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему
  • Дети  не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых.

Как помочь ребенку?

1)Важно найти общий язык с учителем.

2) Важно выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение

учиться или ошибки воспитательного характера.

3) Важно применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и произвольного поведения.

4) Важно в процессе учебы, пока у ребенка не сформирована произвольность поведения,  родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

5) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам. Например, не надо показывать, как решать задачу, решая ее вместо ребенка, а лучше создать такую ситуацию, когда хотя бы часть задачи ребенок делает сам.

6) Важно вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми.

7) Важно мотивировать успех к учебе у ребенка (как следствие, высокая  учебная мотивация).

8) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои возможности и  снижают учебную мотивацию, дети с завышенной самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли видеть и признавать своих ошибок. Поэтому, очень важно – адекватность самооценки ребенка в отношении учебного процесса, в том числе.

9) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное поощрение (деньги за хороши отметки) часто приводит к добыванию хорошей отметки любыми  способами.

10 ) Важно иметь  контакт с ребенком и доверительные отношения.

11) Важно знать и понимать, что могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего  ребенка, то непременно все получиться.

 Успехов и терпения Вам в воспитании и обучении своих детей!

Подробнее...

Памятка по подготовке к прохождению психолого-медико-педагогического обследования ребенка с особенностями психофизического развития

1.            Консультирование законных представителей

•              Объяснить причину направления ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию.

•              Познакомить законных представителей ребенка с результатами мониторинга учебного процесса и психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития.

•              Обеспечить законных представителей необходимыми сведениями (например, о том, что такое интеллектуальная недостаточность или другое нарушение, какие существуют формы обучения, дальнейшие перспективы обучения и трудоустройства). При этом необходимо:

•              проявлять искреннюю заинтересованность в проблемах ребенка;

•              не следует прямо критиковать действия законных представителей ребенка в случае отказа;

•              проявлять предельную осторожность при прогнозировании дальнейшего развития ребенка;

•              избегать безапелляционных утверждений;

•              не внушать неоправданных ожиданий.

 

2.            Перечень документов для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии:

- выписка из медицинских документов (форма 1 мед/у-10) – у педиатра;

- медицинская справка о состоянии здоровья с указанием наличия либо отсутствия психиатрического учета (форма 1 здр/у-10) - у психиатра;

- психолого-педагогическая характеристика с образцами творческих работ (самостоятельный рисунок карандашами – дошкольник, образцы письменных работ - школьник);

- заключение ЦКРОиР (если ребенок обследовался ранее в ЦКРОиР);

- копия свидетельства об инвалидности (если ребенок инвалид).

 3.            Сбор документов.

4.            Предварительная запись на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по предоставлению пакета документов в государственное учреждение образования «Могилевский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» по адресу г. Могилев, Днепровский б-р, д.16, по вторникам и четвергам с 8.00 до 17.00 (перерыв обед с 13.00 до 14.00). Справки по телефону 74-24-96.

5.            Подготовка ребенка к психолого-медико-педагогической комиссии в учреждении образования.

Необходимо учитывать личностные особенности ребенка. Если ребенок замкнутый или тревожный, нужно настроить его на позитивный лад, не травмировать его, создать доброжелательную обстановку в классе, дать положительную установку. Если ребенок агрессивный, не заострять внимание на том, что ребенок скоро пойдет на комиссию, не запугивать, а наоборот, стимулировать его, провести беседу.

Подробнее...