методические рекомендации

Рекомендации по подготовке к выпускным экзаменам

на 2 и 3 ступени общего среднего образования 

Русский язык

Целью обучения является, конечно же, не сдача конкретного экзамена, а приобретение определённых знаний, умений и навыков. В то же время подготовка к экзамену позволяет систематизировать полученные знания, взглянуть на предмет как на нечто целостное, осознать его системный характер и внутреннюю логику.

Первый совет - начните подготовку к экзамену заранее, составьте план подготовки. Лучшее время для начала подготовки - начало учебного года. Особенностью экзамена по русскому языку является то, что контрольно - измерительные материалы включают задания по материалу, изученному вами в 5-11 классах, поэтому вам придётся повторить содержание курса предыдущих лет обучения. Постепенно выработайте для себя алгоритм самой подготовки. Обязательно оставляйте время для обобщающего контроля всего пройденного материала!

Второй совет - готовьтесь систематически. Старайтесь не находить поводов для того, чтобы перенести время занятий или отменить их.

Третий совет - начните подготовку к экзамену заранее. Подберите учебные пособия, соответствующие типу и уровню экзамена. Также найдите подходящий для вас справочник по грамматике русского языка. В любом случае вам пригодится орфографический словарь для проверки правильности написания слов. При подготовке можно использовать дополнительно справочники по пунктуации и синтаксису, если подобные задания будут содержаться в экзамене.

Четвёртый совет - если в экзамен входит изложение, научитесь правильно выполнять этот тип задания. Изложение предусматривает письменный пересказ данного вам текста. Потренируйтесь в выполнении данного задания с помощью родственников и знакомых - они должны вслух 2-3 раза прочитать текст, а вы должны его грамотно изложить в письменном виде.

Пятый совет - накануне экзамена ложитесь спать пораньше. Если вы хорошо выспитесь, это положительно повлияет на работу мозга во время диктанта или изложения.

 

Беларуская мова

Выпускны экзамен па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» праводзiцца з мэтай выяўлення i ацэнкi ўзроўню засваення выпускнiкамi зместу вучэбнага прадмета i сфармiраванасцi спосабаў вучэбнай дзейнасцi ў адпаведнасцi з канцэпцыяй вучэбнага прадмета, патрабаваннямi адукацыйнага стандарту i вучэбнай праграмы.

Як пiсаць дыктант

Выкладчык заўседы чытае ўголас увесь тэкст дыктанта. Уважлiва паслухайце яго. Kaлi пачуеце незразумелыя словы, абавязкова высветлiце ix значэнне (практыка паказвае, што ў словах, значэнне якiх невядома, навучэнцы робяць памылкi).

Пасля тэкст чытаецца па асобных сказах: сказ чытаецца цалкам, затым дыктуецца па частках, потым яшчэ раз чытаецца поўнасцю. Пажадана, каб пры першым чытаннi навучэнец асэнсаваў структуру сказа (просты цi складаны), звярнуў увагу на наяўнасць устаўных канструкцый, якiя чуюцца выразна. У час зaпicy сказа па частках рэкамендуецца не ставiць знакаў прыпынку (выключэннем можа быць толькi выдзяленне ўстаўных канструкцый, пастаноўка косак перад супрацiўнымi злучнiкамi), а цалкам засяродзiць увагу на напiсанне слоy. Знакi прыпынку варта расстаўляць, калi сказ яшчэ раз чытаецца поўнасцю.

Калi навучэнцы напiшуць увесь тэкст, выкладчык яшчэ раз выразна чытае яго. Менавiта цяпер можна праверыць напiсанае, асэнсаваць знакш прыпынку.

Звычайна даецца некаторы час (5-7 хвiлiн) на самаправерку.

Як працаваць над пераказам

- Праслухай уважлiва тэкст.

- Звярнi ўвагу на ключавыя (апорныя) словы.

- Складзi з iмi сказы, а потым на аснове сказаy – звязныя выказваннi.

- Абапiраючыся на гэтыя словы i сказы, узнавi што засталося ў памяцi.

- Праслухай уважлiва тэкст другi раз.

- Якая асноўная думка тэксту?

- Вызначце тэму, стыль тэксту.

- 3 якой мэтай будзеш рабiць пераказ?

- Складзi план.

- Уявi наглядна тую цi iншую карцiну, сiтуацыю, выгляд дзейных асобаў.

- Пры пераказе старайся надаць мове эмацыянальную вобразнасць.

 

История Беларуси

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится с целью выявления и оценки уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы.

Экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.

По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917-1945 гг. и второй половины 1940-х гг. - начала XXI в.

Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений:

- синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;

- соотнесение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям;

- объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами;

- раскрытие содержания исторических понятий и терминов; анализ содержания исторического документа; анализ статических данных;

- характеристика деятельности исторической личности; характеристика творчества деятеля науки (культуры);

- характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту;

- характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться следующими учебными настенными картами (п.78 Правил):

1. Лютаўская и Кастрычнiцкая рэвалюцыi на тэрыторыi Беларусi.

2. Барацьба супраць ваеннай интервенцыi на тэрыторыi Беларуci (1918-1921 гг.)

3. Беларусь у 1919-1939 гг. Фармiраванне тэрыторыi.

4. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939-21.06.1941 гг.)

5. Акупайцыйны рэжым на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.)

6. Партызанскi pyx i падпольная барацьба на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.)

7. Вызваленне Беларуci ад нямецка-фашысцкiх захопнiкаў (верасень 1943 г. -1944 г.)

8. Аднаўленне народнай гаспадаркi БССР у першае пасляваеннае дзесяцiгоддзе.

9. Беларусь у 90-х гг. XX - пачатку XXI ст.

10. Первая мировая война. Вторая мировая война (01.09.1939 г. - 02.09.1945 г.)

11. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция.

12. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России.

 

Готовимся к экзаменационному диктанту по русскому языку

Письменный экзамен по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений проводится по открытым текстам для диктантов, помещенным в «Сборнике экзаменационных материалов по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения (уровень общего базового образования)».

Диктант является традиционным и распространенным средством комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку в качестве выпускного экзамена.

Как подготовиться к написанию экзаменационного диктанта?

Для этого надо повторить правила русской орфографии и пунктуации. Назовем наиболее значимые из них.

Орфографические нормы:

– Правописание гласных в корне (проверяемых и чередующихся)

- Правописание согласных в корне

- Правописание приставок, суффиксов, окончаний

- Правописание О – Ё (Е) после шипящих и Ц в различных морфемах

- Особенности употребления на письме Ъ и Ь

- Правописание Н/НН в разных частях речи

- Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

- Правописание наречий и др.

Пунктуационные нормы:

- Тире между подлежащим и сказуемым

- Знаки препинания в предложениях с однородными членами

- Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами

- Обособление сравнительных оборотов

- Вводные и вставные конструкции

- Знаки препинания в сложном предложении

- Знаки препинания в предложениях с прямой речью и др.

 

Порядок работы над диктантом

Помни: текст читается несколько раз.

При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст.

Если ты не понял что-то в содержании текста, то задай вопрос экзаменующему учителю.

На доске записываются наиболее трудные слова (термины, имена собственные и т.п.), а также слова на неизученные правила (не более 3-5).

Затем учитель диктует со средней скоростью предложения:

- вначале для ознакомления читает предложение полностью (определи его границы, синтаксическую структуру, обрати внимание на отдельные слова);

- затем для написания – по связным его частям (записывая, диктуй себе по слогам, стараясь «увидеть» и объяснить себе написание слов);

- затем идет последнее прочтение предложения целиком (проверь записанное, обрати внимание на знаки препинания).

 

По окончании диктовки следует медленное выразительное чтение всего текста с удлиненными паузами после каждого предложения, во время которых учащиеся исправляют замеченные ошибки.

После проверочного чтения учащиеся должны сдать работы, но на усмотрение учителя им может быть предоставлено время для дополнительной самостоятельной проверки.

Во время самопроверки прочитай каждое предложение два раза:

- первый раз – по слогам (это поможет тебе найти орфографические ошибки, если таковые имеются);

- второй раз – выразительно (так ты проверишь правильность постановки знаков препинания).

Помни:

- пиши красиво, аккуратно, разборчиво, особое внимание уделяя соединению букв, чтобы не возникало сомнения в слитном/раздельном написании;

- при проверке работы два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку, поэтому старайся избегать исправлений, но если это необходимо, то

- исправляй аккуратно, отчётливо, зачеркивая написанное ручной и надписывая правильное сверху, над словом (знаком);

- некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с