советы психолога

Советы психолога

Готовимся к выпускным экзаменам

Скоро наступит последний месяц весны. С ним придут и выпускные экзамены. Необходимые знания еще есть время закрепить, высшее учебное заведение выбрать (если еще не выбрали), а также психологически подготовиться к предстоящей проверке навыков и способностей.

Как правильно готовиться
Универсального ответа на этот вопрос нет, потому что способности у всех разные. Один легко запоминает информацию на слух, другой лучше усваивает ее при написании.

Английские консультанты Ф. Орр и Э. Клайср в книге «Экзамены без стресса» обобщили опыт многих учащихся, сдававших выпускные тесты, и пришли к некоторым выводам. Например, они рекомендуют составлять четкий план подготовки. Напомним, тому, что вы знаете хуже всего, желательно уделять максимум времени, а то, что вы прекрасно освоили, оставьте на десерт. Зная часы наибольшей работоспособности, подумайте, как вы будете заниматься в моменты подъема и спада активности. Хотя лучше всего в период спада не пытаться что-либо учить, а просто отдохнуть, сменив умственный труд на физический. Как известно, такое чередование наиболее эффективно.

Бывают дни, когда хочется забыть об экзамене и ничего не делать. Поэтому, если вы не в настроении, начинайте занятия с наиболее увлекательной и интересной дисциплины. Именно так вы быстро и безболезненно войдете в рабочую форму. Кроме того, может неожиданно возникнуть страх перед предметом. В таком случае выполните несложное упражнение: резко встаньте, отвернитесь от стола, сделайте несколько медленных глубоких вдохов-выдохов и скажите себе: «Все будет хорошо. Я справлюсь». Затем опять приступайте к штудированию учебников.

Не забывайте также и о регулярных коротких перерывах (например, после каждых 40 минут занятий 10 минут передышки): отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Также врачи рекомендуют обходиться без дополнительных стимуляторов, таких как кофе, крепкий чай и энергетические напитки. Накануне экзамена психологи советуют заняться любым делом, которое поможет отвлечься от плохих мыслей и переключиться, или же просто прогуляться.

Перед экзаменом обязательно выспитесь, потому что последние 12 часов должны уйти на подготовку не билетов, а организма. Доказано: чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше остается в голове. Кроме того, мозгу необходимо время для того, чтобы разложить полученную информацию по полочкам. Если вы не сделаете этого, в голове будет каша. Согласитесь, не самое лучшее содержимое, с которым можно идти на экзамен.

Кстати, по дороге в школу пролистайте уже знакомые материалы, чтобы освежить информацию в памяти. 

 Советы тем, кто сдает устный экзамен

 

Некоторым школьникам предстоит сдавать не только письменные, но и устные экзамены (которые, кстати, многие недолюбливают, предпочитая излагать свои знания в письменной форме).

Ответ на билет не менее важен, чем подготовка к нему, ведь именно на устном экзамене преподаватель встречается с вами с глазу на глаз. С чего же начать? Конечно, со вступления. К сожалению, мало кто из учащихся обращает на него внимание. А ведь вступительное слово можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом! Во всяком случае на этом этапе постарайтесь произвести на преподавателя положительное впечатление. Желательно во вступлении не только установить контакт с экзаменатором, но и привлечь его внимание.

Так как педагог, как и всякий человек, подвержен стереотипам, попытайтесь скрыть свое беспокойство: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячьте взгляд, установите зрительный контакт с учителем — так вы сможете контролировать ситуацию и показать, что не боитесь.

Существуют ошибки, которых не стоит допускать на экзамене. К ним относят излишнюю самоуверенность. На экзамене недопустимо проявление неуважения как к педагогу, так и к рассматриваемой теме. 
Конечно, вы имеете право на собственную точку зрения, однако цель экзамена — продемонстрировать официально установленный объем знаний. Если учителя захотят услышать ваше мнение, то они обязательно зададут соответствующий вопрос.

Проблемы могут возникнуть и из-за нерешительности. Поэтому не следует в начале ответа спрашивать педагога: «Извините, можно начинать?»

Некоторые ученики стремятся продемонстрировать уверенность в собственных знаниях. Однако твердость необходимо проявлять 
в поведении, а не в высказываниях. С пафосом заявляя в начале ответа какую-нибудь спорную идею, вы рискуете своей отметкой. Во-первых, экзаменатор может придерживаться противоположной точки зрения. В связи с этим начните свой ответ с описания событий или явлений, а не с их оценки (особенно это касается дискуссионных вопросов). Во-вторых, безапелляционность опасна и с технической точки зрения. Так что старайтесь чаще употреблять выражения, начинающиеся с вводных слов: «как правило», «чаще всего», «практически без исключений». Ну и наконец, психологически категоричность высказываний воспринимают как признак ограниченности.

Питаться можно и нужно

Во время подготовки к экзаменам стоит грызть не только гранит науки, но и что-нибудь более калорийное.

Умственные упражнения, как известно, требуют усиленного питания. Так что не забудьте позавтракать перед экзаменом, ведь вероятность падения в обморок многократно возрастает при стрессах и пустом желудке. Пока же вы готовитесь к выпускным испытаниям, соблюдайте специальную диету. Главное — побольше белков, углеводов и витаминов. Последние стоит употреблять как в виде таблеток, так и свежих овощей и фруктов, найти которые весной и летом несложно. Запаситесь молочными продуктами, хлебом и яйцами. Супы и салаты из свежих овощей нужны организму ежедневно. 

Особенно ценный продукт в вашем случае — капуста, способная снять раздражительность. От переутомления спасет зеленый лук с подсолнечным маслом, морковь же улучшит обмен веществ. Как и ананасовый сок (кстати, он еще и жиры сжигает), она стимулирует память. Инжир, бананы и лимон богаты витамином С. Задачки же лучше решать в компании с грецкими орехами, миндалем и фундуком. Не забывайте про финики: они не только питательны, но и полезны.

Напоследок стоит сказать, что ничего страшного в выпускных экзаменах нет. Посудите сами, разве захотят учителя, которые с вами общались долгое время, ставить вам плохие отметки?!

Так что ни пуха ни пера!

 

 

Подготовка к экзаменам: советы психолога
Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Особенно велик стресс в случае выпускных и вступительных экзаменов. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками. 
Напряжение нарастает из-за:

  • высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ)  Обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.
  • возникшей угрозы снижения самоценности – В случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.
  • неопределенности конечного результата – Даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.
  • необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – Выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.
  • дефицита времени – Недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.
  • постоянного накопления эмоционального напряжения  Эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.
  • высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – Каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например,все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагают психологи. Их применение помогает:

  • ослабить эмоциональное напряжение;
  • сохранить хорошее самочувствие и настроение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом. 
Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

  • относитесь спокойно к большим «слонам»;
  • воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;
  • в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;
  • сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;
  • позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки. 
Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

  • Какова моя цель на этом этапе?
  • Сколько времени в моем распоряжении?
  • Как лучше использовать это время?
  • Какие задачи нужно решить в первую очередь?
  • В какой последовательности должны решиться эти задачи?
  • Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти. 
Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская. 
При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти. 
Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой. 
Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь? 
Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком). 
Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

Упражнение «Юлий Цезарь» – Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий. 
Инструкция:

  • Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.
  • Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.
  • Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.
  • Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.
  • Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.
  • Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:

Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств. 
Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

  • Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?
  • Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?
  • Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п. 
Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности». 

Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия. 
Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку. 
Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

Упражнение «Экспресс-сочинение» – Упражнение направлено на тренировку образной памяти. 
Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные. 
Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб. 
Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи». 
Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» – Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций. 
Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.  В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете исключительно по собственному желанию. 

Упражнение «Круговая кинолента» – Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств 
Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий. 
Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

Несмотря на дефицит времени, учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:

  • Бег трусцой и простой (обычный) бег – Бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.
  • Езда на велосипеде – Этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.
  • Ходьба – Основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.