методические рекомендации

Рекомендации по подготовке к выпускным экзаменам на 2 и 3 ступени общего среднего образования в 2019/2020 учебном году

Русский язык

Целью обучения является, конечно же, не сдача конкретного экзамена, а приобретение определённых знаний, умений и навыков. В то же время подготовка к экзамену позволяет систематизировать полученные знания, взглянуть на предмет как на нечто целостное, осознать его системный характер и внутреннюю логику.

Первый совет - начните подготовку к экзамену заранее, составьте план подготовки. Лучшее время для начала подготовки - начало учебного года. Особенностью экзамена по русскому языку является то, что контрольно - измерительные материалы включают задания по материалу, изученному вами в 5-11 классах, поэтому вам придётся повторить содержание курса предыдущих лет обучения. Постепенно выработайте для себя алгоритм самой подготовки. Обязательно оставляйте время для обобщающего контроля всего пройденного материала!

Второй совет - готовьтесь систематически. Старайтесь не находить поводов для того, чтобы перенести время занятий или отменить их.

Третий совет - начните подготовку к экзамену заранее. Подберите учебные пособия, соответствующие типу и уровню экзамена. Также найдите подходящий для вас справочник по грамматике русского языка. В любом случае вам пригодится орфографический словарь для проверки правильности написания слов. При подготовке можно использовать дополнительно справочники по пунктуации и синтаксису, если подобные задания будут содержаться в экзамене.

Четвёртый совет - если в экзамен входит изложение, научитесь правильно выполнять этот тип задания. Изложение предусматривает письменный пересказ данного вам текста. Потренируйтесь в выполнении данного задания с помощью родственников и знакомых - они должны вслух 2-3 раза прочитать текст, а вы должны его грамотно изложить в письменном виде.

Пятый совет - накануне экзамена ложитесь спать пораньше. Если вы хорошо выспитесь, это положительно повлияет на работу мозга во время диктанта или изложения.

 

Беларуская мова

Выпускны экзамен па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» праводзiцца з мэтай выяўлення i ацэнкi ўзроўню засваення выпускнiкамi зместу вучэбнага прадмета i сфармiраванасцi спосабаў вучэбнай дзейнасцi ў адпаведнасцi з канцэпцыяй вучэбнага прадмета, патрабаваннямi адукацыйнага стандарту i вучэбнай праграмы.

Як пiсаць дыктант

Выкладчык заўседы чытае ўголас увесь тэкст дыктанта. Уважлiва паслухайце яго. Kaлi пачуеце незразумелыя словы, абавязкова высветлiце ix значэнне (практыка паказвае, што ў словах, значэнне якiх невядома, навучэнцы робяць памылкi).

Пасля тэкст чытаецца па асобных сказах: сказ чытаецца цалкам, затым дыктуецца па частках, потым яшчэ раз чытаецца поўнасцю. Пажадана, каб пры першым чытаннi навучэнец асэнсаваў структуру сказа (просты цi складаны), звярнуў увагу на наяўнасць устаўных канструкцый, якiя чуюцца выразна. У час зaпicy сказа па частках рэкамендуецца не ставiць знакаў прыпынку (выключэннем можа быць толькi выдзяленне ўстаўных канструкцый, пастаноўка косак перад супрацiўнымi злучнiкамi), а цалкам засяродзiць увагу на напiсанне слоy. Знакi прыпынку варта расстаўляць, калi сказ яшчэ раз чытаецца поўнасцю.

Калi навучэнцы напiшуць увесь тэкст, выкладчык яшчэ раз выразна чытае яго. Менавiта цяпер можна праверыць напiсанае, асэнсаваць знакш прыпынку.

Звычайна даецца некаторы час (5-7 хвiлiн) на самаправерку.

Як працаваць над пераказам

- Праслухай уважлiва тэкст.

- Звярнi ўвагу на ключавыя (апорныя) словы.

- Складзi з iмi сказы, а потым на аснове сказаy – звязныя выказваннi.

- Абапiраючыся на гэтыя словы i сказы, узнавi што засталося ў памяцi.

- Праслухай уважлiва тэкст другi раз.

- Якая асноўная думка тэксту?

- Вызначце тэму, стыль тэксту.

- 3 якой мэтай будзеш рабiць пераказ?

- Складзi план.

- Уявi наглядна тую цi iншую карцiну, сiтуацыю, выгляд дзейных асобаў.

- Пры пераказе старайся надаць мове эмацыянальную вобразнасць.

 

История Беларуси

Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится с целью выявления и оценки уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы.

Экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.

По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917-1945 гг. и второй половины 1940-х гг. - начала XXI в.

Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений:

- синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;

- соотнесение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям;

- объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами;

- раскрытие содержания исторических понятий и терминов; анализ содержания исторического документа; анализ статических данных;

- характеристика деятельности исторической личности; характеристика творчества деятеля науки (культуры);

- характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту;

- характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться следующими учебными настенными картами (п.78 Правил):

1. Лютаўская и Кастрычнiцкая рэвалюцыi на тэрыторыi Беларусi.

2. Барацьба супраць ваеннай интервенцыi на тэрыторыi Беларуci (1918-1921 гг.)

3. Беларусь у 1919-1939 гг. Фармiраванне тэрыторыi.

4. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939-21.06.1941 гг.)

5. Акупайцыйны рэжым на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.)

6. Партызанскi pyx i падпольная барацьба на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.)

7. Вызваленне Беларуci ад нямецка-фашысцкiх захопнiкаў (верасень 1943 г. -1944 г.)

8. Аднаўленне народнай гаспадаркi БССР у першае пасляваеннае дзесяцiгоддзе.

9. Беларусь у 90-х гг. XX - пачатку XXI ст.

10. Первая мировая война. Вторая мировая война (01.09.1939 г. - 02.09.1945 г.)

11. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция.

12. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России.

 

Готовимся к экзаменационному диктанту по русскому языку

Письменный экзамен по русскому языку в IX классах общеобразовательных учреждений проводится по открытым текстам для диктантов, помещенным в «Сборнике экзаменационных материалов по русскому языку для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения (уровень общего базового образования)».

Диктант является традиционным и распространенным средством комплексной проверки знаний, умений и навыков по русскому языку в качестве выпускного экзамена.

Как подготовиться к написанию экзаменационного диктанта?

Для этого надо повторить правила русской орфографии и пунктуации. Назовем наиболее значимые из них.

Орфографические нормы:

– Правописание гласных в корне (проверяемых и чередующихся)

- Правописание согласных в корне

- Правописание приставок, суффиксов, окончаний

- Правописание О – Ё (Е) после шипящих и Ц в различных морфемах

- Особенности употребления на письме Ъ и Ь

- Правописание Н/НН в разных частях речи

- Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

- Правописание наречий и др.

Пунктуационные нормы:

- Тире между подлежащим и сказуемым

- Знаки препинания в предложениях с однородными членами

- Знаки препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами

- Обособление сравнительных оборотов

- Вводные и вставные конструкции

- Знаки препинания в сложном предложении

- Знаки препинания в предложениях с прямой речью и др.

 

Порядок работы над диктантом

Помни: текст читается несколько раз.

При первом чтении его лучше всего внимательно послушать. Это позволит оперативной памяти «схватить» весь текст.

Если ты не понял что-то в содержании текста, то задай вопрос экзаменующему учителю.

На доске записываются наиболее трудные слова (термины, имена собственные и т.п.), а также слова на неизученные правила (не более 3-5).

Затем учитель диктует со средней скоростью предложения:

- вначале для ознакомления читает предложение полностью (определи его границы, синтаксическую структуру, обрати внимание на отдельные слова);

- затем для написания – по связным его частям (записывая, диктуй себе по слогам, стараясь «увидеть» и объяснить себе написание слов);

- затем идет последнее прочтение предложения целиком (проверь записанное, обрати внимание на знаки препинания).

 

По окончании диктовки следует медленное выразительное чтение всего текста с удлиненными паузами после каждого предложения, во время которых учащиеся исправляют замеченные ошибки.

После проверочного чтения учащиеся должны сдать работы, но на усмотрение учителя им может быть предоставлено время для дополнительной самостоятельной проверки.

Во время самопроверки прочитай каждое предложение два раза:

- первый раз – по слогам (это поможет тебе найти орфографические ошибки, если таковые имеются);

- второй раз – выразительно (так ты проверишь правильность постановки знаков препинания).

Помни:

- пиши красиво, аккуратно, разборчиво, особое внимание уделяя соединению букв, чтобы не возникало сомнения в слитном/раздельном написании;

- при проверке работы два исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку, поэтому старайся избегать исправлений, но если это необходимо, то

- исправляй аккуратно, отчётливо, зачеркивая написанное ручной и надписывая правильное сверху, над словом (знаком);

- некоторые отрывки из художественных текстов сохраняют авторские знаки препинания. Поэтому при проверке работы учитывается соответствие знаков препинания правилам русской пунктуации. При наличии вариантов в постановке знаков препинания правильным считается любой из возможных, даже если он не совпадает с 

перечень экзаменов 2019/2020 учебный год

Выпускные экзамены по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования в 2019/2020 учебном году

В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 7 июля 2017 г. № 74 «Об установлении перечня учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, форм проведения выпускных экзаменов при проведении в 2019/2020 учебном году итоговой аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования»,

учащиеся IX классов будут сдавать три выпускных экзамена (все — в письменной форме) по учебным предметам
«Белорусский язык»
«Русский язык»,
«Математика»;

учащиеся XI классов — четыре обязательных выпускных экзамена: по учебным предметам

«Математика» в письменной форме;
«Белорусский язык» или «Русский язык» по выбору учащегося в письменной форме;
«Иностранный язык» в устной форме;


советы психолога

Советы психолога

Готовимся к выпускным экзаменам

Скоро наступит последний месяц весны. С ним придут и выпускные экзамены. Необходимые знания еще есть время закрепить, высшее учебное заведение выбрать (если еще не выбрали), а также психологически подготовиться к предстоящей проверке навыков и способностей.

Как правильно готовиться
Универсального ответа на этот вопрос нет, потому что способности у всех разные. Один легко запоминает информацию на слух, другой лучше усваивает ее при написании.

Английские консультанты Ф. Орр и Э. Клайср в книге «Экзамены без стресса» обобщили опыт многих учащихся, сдававших выпускные тесты, и пришли к некоторым выводам. Например, они рекомендуют составлять четкий план подготовки. Напомним, тому, что вы знаете хуже всего, желательно уделять максимум времени, а то, что вы прекрасно освоили, оставьте на десерт. Зная часы наибольшей работоспособности, подумайте, как вы будете заниматься в моменты подъема и спада активности. Хотя лучше всего в период спада не пытаться что-либо учить, а просто отдохнуть, сменив умственный труд на физический. Как известно, такое чередование наиболее эффективно.

Бывают дни, когда хочется забыть об экзамене и ничего не делать. Поэтому, если вы не в настроении, начинайте занятия с наиболее увлекательной и интересной дисциплины. Именно так вы быстро и безболезненно войдете в рабочую форму. Кроме того, может неожиданно возникнуть страх перед предметом. В таком случае выполните несложное упражнение: резко встаньте, отвернитесь от стола, сделайте несколько медленных глубоких вдохов-выдохов и скажите себе: «Все будет хорошо. Я справлюсь». Затем опять приступайте к штудированию учебников.

Не забывайте также и о регулярных коротких перерывах (например, после каждых 40 минут занятий 10 минут передышки): отдыхать, не дожидаясь усталости, — лучшее средство от переутомления. Также врачи рекомендуют обходиться без дополнительных стимуляторов, таких как кофе, крепкий чай и энергетические напитки. Накануне экзамена психологи советуют заняться любым делом, которое поможет отвлечься от плохих мыслей и переключиться, или же просто прогуляться.

Перед экзаменом обязательно выспитесь, потому что последние 12 часов должны уйти на подготовку не билетов, а организма. Доказано: чем больше учишь в ночь перед проверкой знаний, тем меньше остается в голове. Кроме того, мозгу необходимо время для того, чтобы разложить полученную информацию по полочкам. Если вы не сделаете этого, в голове будет каша. Согласитесь, не самое лучшее содержимое, с которым можно идти на экзамен.

Кстати, по дороге в школу пролистайте уже знакомые материалы, чтобы освежить информацию в памяти. 

 Советы тем, кто сдает устный экзамен

 

Некоторым школьникам предстоит сдавать не только письменные, но и устные экзамены (которые, кстати, многие недолюбливают, предпочитая излагать свои знания в письменной форме).

Ответ на билет не менее важен, чем подготовка к нему, ведь именно на устном экзамене преподаватель встречается с вами с глазу на глаз. С чего же начать? Конечно, со вступления. К сожалению, мало кто из учащихся обращает на него внимание. А ведь вступительное слово можно сравнить с настройкой инструментов перед концертом! Во всяком случае на этом этапе постарайтесь произвести на преподавателя положительное впечатление. Желательно во вступлении не только установить контакт с экзаменатором, но и привлечь его внимание.

Так как педагог, как и всякий человек, подвержен стереотипам, попытайтесь скрыть свое беспокойство: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не прячьте взгляд, установите зрительный контакт с учителем — так вы сможете контролировать ситуацию и показать, что не боитесь.

Существуют ошибки, которых не стоит допускать на экзамене. К ним относят излишнюю самоуверенность. На экзамене недопустимо проявление неуважения как к педагогу, так и к рассматриваемой теме. 
Конечно, вы имеете право на собственную точку зрения, однако цель экзамена — продемонстрировать официально установленный объем знаний. Если учителя захотят услышать ваше мнение, то они обязательно зададут соответствующий вопрос.

Проблемы могут возникнуть и из-за нерешительности. Поэтому не следует в начале ответа спрашивать педагога: «Извините, можно начинать?»

Некоторые ученики стремятся продемонстрировать уверенность в собственных знаниях. Однако твердость необходимо проявлять 
в поведении, а не в высказываниях. С пафосом заявляя в начале ответа какую-нибудь спорную идею, вы рискуете своей отметкой. Во-первых, экзаменатор может придерживаться противоположной точки зрения. В связи с этим начните свой ответ с описания событий или явлений, а не с их оценки (особенно это касается дискуссионных вопросов). Во-вторых, безапелляционность опасна и с технической точки зрения. Так что старайтесь чаще употреблять выражения, начинающиеся с вводных слов: «как правило», «чаще всего», «практически без исключений». Ну и наконец, психологически категоричность высказываний воспринимают как признак ограниченности.

Питаться можно и нужно

Во время подготовки к экзаменам стоит грызть не только гранит науки, но и что-нибудь более калорийное.

Умственные упражнения, как известно, требуют усиленного питания. Так что не забудьте позавтракать перед экзаменом, ведь вероятность падения в обморок многократно возрастает при стрессах и пустом желудке. Пока же вы готовитесь к выпускным испытаниям, соблюдайте специальную диету. Главное — побольше белков, углеводов и витаминов. Последние стоит употреблять как в виде таблеток, так и свежих овощей и фруктов, найти которые весной и летом несложно. Запаситесь молочными продуктами, хлебом и яйцами. Супы и салаты из свежих овощей нужны организму ежедневно. 

Особенно ценный продукт в вашем случае — капуста, способная снять раздражительность. От переутомления спасет зеленый лук с подсолнечным маслом, морковь же улучшит обмен веществ. Как и ананасовый сок (кстати, он еще и жиры сжигает), она стимулирует память. Инжир, бананы и лимон богаты витамином С. Задачки же лучше решать в компании с грецкими орехами, миндалем и фундуком. Не забывайте про финики: они не только питательны, но и полезны.

Напоследок стоит сказать, что ничего страшного в выпускных экзаменах нет. Посудите сами, разве захотят учителя, которые с вами общались долгое время, ставить вам плохие отметки?!

Так что ни пуха ни пера!

 

 

Подготовка к экзаменам: советы психолога
Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный – представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Особенно велик стресс в случае выпускных и вступительных экзаменов. Подготовка к экзаменам сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками. 
Напряжение нарастает из-за:

  • высокой личной значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ)  Обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры, личным успехом и т.п.
  • возникшей угрозы снижения самоценности – В случае неудачи на экзамене появляется или усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и т.п.
  • неопределенности конечного результата – Даже при достаточной усердной и добросовестной подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.
  • необходимости повторения, а нередко и освоения, большого объема информации – Выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого учебного предмета за весь период обучения в школе.
  • дефицита времени – Недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.
  • постоянного накопления эмоционального напряжения  Эмоциональное напряжение, сохраняющееся после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и беспомощности.
  • высокой ответственности перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями – Каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания, например,все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах, собственный опыт карьерного роста.

Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов, которые предлагают психологи. Их применение помогает:

  • ослабить эмоциональное напряжение;
  • сохранить хорошее самочувствие и настроение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ

ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ВРЕМЕНИ:

Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники – деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу следует вообразить в виде слона. Например, при подготовке к экзамену по литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и т.п. представляются в виде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных произведений, поможет поглотить «слона» в целом. 
Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:

  • относитесь спокойно к большим «слонам»;
  • воспринимайте всех «слонов» как захватывающие ваше сознание возможности;
  • в своем воображении разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;
  • сосредоточьтесь на задачах дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;
  • позаботьтесь о том, чтобы съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а затем принимаетесь за другого.

Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого количества задач, которые надо решать в сжатые сроки. 
Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:

  • Какова моя цель на этом этапе?
  • Сколько времени в моем распоряжении?
  • Как лучше использовать это время?
  • Какие задачи нужно решить в первую очередь?
  • В какой последовательности должны решиться эти задачи?
  • Что нужно подготовить для решения каждой задачи?

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:

Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти. 
Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом, ничего не пропуская. 
При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту часть города.

Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти. 
Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты (или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой. 
Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь? 
Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком). 
Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и проверьте себя снова.

Упражнение «Юлий Цезарь» – Упражнение направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное выполнение нескольких действий. 
Инструкция:

  • Перемножьте в уме 36 на 24. Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.
  • Наоборот: читайте вслух стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.
  • Читайте вслух незнакомый текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.
  • Переписывайте из книги текст, одновременно производя вычисления в уме.
  • Делайте то же самое, но у громкоговорящего приемника, телевизора.
  • Делайте то же самое, но попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая переписывать текст из книги.

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ:

Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные реакции, спонтанное проявление чувств. 
Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе вопросы:

  • Предполагаю, что наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?
  • Какие неприятные ситуации ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в неприятной ситуации?
  • Какие радости меня ожидают сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?

Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные переживания, комплименты в свой адрес и т.п. 
Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит от Вас, от Вашей воли и решительности». 

Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия. 
Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом воспоминания о событиях должны идти по порядку. 
Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего участника событий.

Упражнение «Экспресс-сочинение» – Упражнение направлено на тренировку образной памяти. 
Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные. 
Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш, краб. 
Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и что необходим жгут для оказания помощи». 
Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания – написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».

 УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне» – Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций. 
Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.  В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете исключительно по собственному желанию. 

Упражнение «Круговая кинолента» – Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств 
Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий. 
Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ

Несмотря на дефицит времени, учащиеся обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:

  • Бег трусцой и простой (обычный) бег – Бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья.
  • Езда на велосипеде – Этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов.
  • Ходьба – Основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.

Подготовка к экзаменам

Психологическая подготовка к экзаменам

Необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом - это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие "предстартового" волнения даже мешает хорошим ответам. Стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене. Наоборот, надо мысленно рисовать себе картину уверенного, четкого ответа, полной победы. Ответ должен звучать уверено, выразительно - это повлияет на оценку. Надо понять: уверенность в себе приходит от сознания того, что ты хорошо подготовился и умеешь делать все, что от тебя требуется. То есть сосредоточиться нужно не на своей тревоге и ожидании ("повезет - не повезет"), а на подготовке и самопроверке перед экзаменом.

Подготовка к экзамену

Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.

Составь план занятий. Для начала определи, кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще («немного позанимаюсь»), а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, не ответишь на вопрос, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то, что бы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

С вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше.

В день сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала.

!!! Запомните, что не нужно делать при подготовке к экзаменам

* впадать в крайность: если вы отключите телефон и забаррикадируетесь в своей комнате - эффективность от такой подготовки будет невысокая;

* готовиться к экзамену с другом или подругой, если только они не разбираются в материале лучше вас. Совместная подготовка чаще всего оборачивается долгой болтовней и пустой тратой времени;

* рассчитывать только на шпаргалку.

Когда в кармане лежит такая «горящая» бумага, голова работает плохо. Оставили ее дома - голова включается в работу. Так что лучше написать шпаргалку и забыть ее дома. Советы психолога по подготовке к экзаменам Приближается предэкзаменационная пора, пора выпускных и вступительных экзаменов с ее радостями и разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный барьер - переход во взрослую самостоятельную жизнь в современном обществе. Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С разными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями вы встречались с первых дней обучения в школе Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся.

Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Потому как от успешной сдачи экзаменов во многом зависит поступление в Вуз, а хорошее высшее образование, как известно - это путёвка в жизнь! Предэкзаменационную подготовку можно разделить на два вида: теоретическую и психологическую. Только в совокупности этих двух видов подготовки человек может рассчитывать на уверенные прочные знания по изучаемому предмету, да и на успех в целом. При подготовке к экзамену повторение играет главную роль в формировании механизма воспроизведения материала на экзамене.

Успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания. Например, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, то есть устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить, и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает следующая фраза: "Пифагоровы штаны во все стороны равны".

Вспомнить формулы приведения помогает так называемое "лошадиное правило". Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы будете хорошо понимать, для чего повторяете этот материал. Любое испытание - ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому наше знакомство с информацией в области психологии стресса и способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке к испытанию. Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться с волнением, напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, умело используя инструмент самопомощи.

Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас. Давайте сначала рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям. Например, вам нужно готовиться к экзаменам, а в голову "лезут" посторонние мысли. Попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит нам включиться в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, где лежат книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 8-10 раз: "Я могу писать. Я могу писать... Я пишу. Я пишу!".

Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. Рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, по главное условие - они должны быть короткими и существенными. Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо попробовать написать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливаться и не перечитывать написанное, не прерывать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас. Активность вашего внимания и умственной деятельности можно повысить, например, с помощью приятных запахов (лимон, лаванда) или при наличии негромких фоновых звуков (приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и др.).

Не следует, забывать, что умственную деятельность повышают манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба.

Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности. Поэтому, вам при монотонной работе следует через каждые 15 минут делать короткую паузу (1-2 минуты) или переключаться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. Во время перерыва можно расслабиться, посидеть с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: потанцевать под музыку, сделать несколько ритмичных движений. Сбросить внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции. Одни методы саморегуляции основаны на использовании человеческих возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха.

Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость, а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя. Перечислим некоторые из них:

-сделать паузу в работе по подготовке к экзамену;

-выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, пли переместиться в другую ее часть;

-подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;

-опустить ладони рук под холодную воду на 2-3 минуты;

-постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т.п.

Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, — это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Они базируются на четырех способах саморегуляции: релаксация (расслабление), концентрация, визуализация и самовнушение.

На этих способах основана саморегуляция, например, аутотренинг, ауторелаксация. Основной способ саморегуляции - самовнушение. Оно должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть обличено в простые, четкие и типичные фразы в утвердительной форме без частицы «не» (я хочу, я могу и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Применение подобных способов саморегуляции поможет вам и в время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватно проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы вам полезно:

-понять и спокойно обдумать проблемы, поставленные в задаче, собраться с мыслями для их решения;

-продумать возможные способы решения проблемы, поставленной в задании;

-рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, затем приниматься за более сложные;

-постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего отведенного времени для выполнения заданий;

-не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

-помнить, что очень важна положительная самооценка: проговорить про себя: "Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю.Я справлюсь с поставленными задачами и все будет хорошо..." 

Успешность выполнения заданий работы на экзамене Вы обеспечите, конечно же, хорошим настроем и серьезной подготовкой. Идеальный вариант правильной теоретической подготовки к экзаменам - это добросовестное изначальное изучение преподаваемого материала. Здесь важным фактором является корректное распределение учебного материала на весь этап подготовки и постепенное изучение по пунктам, не торопясь. Правильно организованный быт так же является важнейшим фактором, так как от способности организма переносить нагрузки зависит многое.

Категорически не рекомендуется активно заниматься чем-либо ночью, принимать много кофеина и злоупотреблять никотином. В идеале эти вещи лучше исключить вообще! Следует выделить специально-отведённое время для физической активности. Это могут быть прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, занятия всевозможными видами спорта (благо выбор велик). Но Вы должны чётко понимать, что всё должно быть в меру. В период подготовки к экзаменам менять радикально режим дня не следует, так как резкая смена привычного образа жизни плохо сказывается на биологических ритмах человека и требует длительного периода адаптации. Поэтому во время подготовки к экзаменам следует оставить свой режим дня прежним, внести лишь некоторые минимальные коррективы.

Не рекомендуется усиливать учебную нагрузку за счёт сна. Спокойный продолжительный сон снимает умственное утомление, восстанавливает потраченные силы организма, а так же играет важную роль в механизмах памяти человека. Поэтому сокращение сна может привести к вялости, плохому психическому самочувствию, апатии, что просто недопустимо! Если есть возможность, желательно добавить к основному сну ночью ещё час полтора дневного сна (кратковременного). Следующим важнейшим фактором правильной подготовки к экзаменам является правильное питание.

Во время интенсивной умственной работы рекомендуется четырёх разовое питание. В рационе должно присутствовать достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Питание должно быть средней калорийности. Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов - овощей и фруктов.

В качестве основных источников витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а так же мёд и грецкие орехи. Психологическая подготовка перед экзаменом должна заключаться в создании оптимально функционального состояния. Медитация, различного рода аутотренинги- всё это, как- никак, лучшим образом подходит для улучшения внутреннего баланса человека, его психической уравновешенности.

Ну и, на последок, хочется сказать, что для психологической готовности, за день до экзамена нужно просматривать уже знакомые изученные материалы, а не пытаться что-то выучить на скорую руку. По поводу различных примет и обычаев. Всё-таки стоит быть реалистом и скептически относиться к данным вещам. Только реальные знания и возможно совсем немного удача помогут вам сдать экзамены Так что не волнуйтесь, не спешите, относитесь ответственно к вашей цели успешно сдать экзамены, будьте уверены в своих силах, и вы сдадите!

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Тактика ответа:

1. Прочитать весь билет до конца.

2. Оценить, какой пункт для вас самый легкий.

3. Наметить последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному.

4. Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив другую , можно вернуться к первой.

5. Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.

6. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать.

На письменном экзамене потратьте время на проверку, на устном - послушайте, о чем спрашивает преподаватель - ведь вопросы повторяются. Шпаргалки полезны, если соблюдаются два условия:

- Шпаргалки должны быть написаны лично;

-Доставать шпаргалку есть смысл тогда, когда вы не знаете вообще ничего. Если вопрос стоит – “три” или “ четыре” - риск слишком велик, так как «незасвсеченными» остаются не более 30 % шпаргалок. Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, для вас легче.

Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги.Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ, на экзаменационный вопрос. Составление небольшого плана займет минут 20-25. Прикрепите листок с планом к листку с экзаменационным вопросом, и экзаменатор увидит, что у вас методический склад ума.

Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении, Вы дадите экзаменатору понять, что смысл вопроса вам ясен. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки. Экзаменатор увидит, что вам есть, что вам есть что сказать по каждому пункту . Если вы ведете речь о гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их: знание дат сразу бросится в глаза экзаменатору.

Удостоверьтесь, что в готом ответе есть вступление, основная часть и заключение.

Рекомендации психолога для учащихся, сдающих выпускные экзамены

1 Начинайте готовиться к экзаменам заранее - за месяц-два до окончания учебного года, ежедневно уделяя этому занятию от получаса до нескольких часов.

2 Заблаговременно составьте план подготовки к экзаменам и следуйте этому плану.

3 Готовясь к устным экзаменам, старайтесь перефразировать основные мысли изучаемых текстов, переводя их с книжного языка на язык собственных мыслей. Этим будет достигаться более глубокое понимание и запоминание материала, исключающее бездумное зазубривание.

4 Лучше всего запоминается информация, которая пропускается через три системы восприятия: визуальную, аудиальную и моторно-чувственную, Поэтому важно при заучивании каких-либо определений, дат, формул представлять их себе образно, а также запоминать на слух и записывать.

5 Старайтесь не допускать мыслей о провале на экзамене, неверия в свои силы, а также состояний беспокойства и тревоги. Для того чтобы избавиться от навязчивых страхов и мыслей о провале нужно сосредоточиться на положительном образе, предварительно построив его. Так, после пробуждения утром и перед засыпанием вечером, а также один или несколько раз днем сосредоточьтесь и вообразите себя в обстановке заданного экзамена. Постарайтесь в воображении увидеть и почувствовать доброжелательных, приветливых экзаменаторов, добрых и уверенных одноклассников, себя в состоянии спокойствия, комфорта, полной уверенности, собранности и энергии.

Воспроизводя этот образ, делайте его каждый раз все более ярким и жизненным, И каждый раз сознательно или случайно вспоминая об экзамене, старайтесь переживать по этому поводу только положительные состояния, заложенные в вышеописанный мыслеобраз.

6 Для успешной сдачи экзаменов, как и для выполнения любого ответственного дела необходимо обладать большим потенциалом энергии. Когда потенциал энергии большой, то человек чувствует бодрость, внутреннюю легкость и раскрепощенность, живость, собранность, желание действовать, прилагать усилия, терпеливость и выносливость.

Чтобы в процессе подготовки к экзаменам энергетический потенциал не понизился, а, может быть, даже возрос, необходимо соблюдать некоторые правила:

а) хорошо высыпаться, особенно в ночь перед экзаменом - для этого стараться ложиться спать не позже двенадцати ночи и вставать не позже девяти утра;

б) учебные занятия чередовать с физическими упражнениями, прогулками, работой, играми на свежем воздухе;

в) избегать ссор, конфликтов, выяснения отношений и других стрессов;

г) не злоупотреблять жирной, мясной, мучной и сладкой пищей, также крепким чаем, кофе, а особенно табаком и алкоголем.

7 Не поддавайтесь искушению осуществлять подготовку к экзамену на речке, озере, в лесу или в поле, загорая, потому что в непривычных условиях качество подготовки будет гораздо ниже обычного.

Как психологически подготовиться к сдаче экзаменов

Если устали глаза…

Если устали глаза , значит устал и организм: - Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два упражнения :

- посмотри попеременно вверх-вниз, влево – вправо ( 20 сек ).

- напиши своими глазами свое имя, фамилию.

- крепко закрой глаза, открой.( 5 раз ).

Режим дня.

Раздели день на три части: - готовься к экзаменам 8 часов в день.

- занимайся спортом, гуляй, ходи на дискотеки – 8 часов.

- спи не менее 8 часов; можешь поспать после обеда.

 

Питание.

Питание должно быть 3-4 разовым, калорийным, богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, фрукты, шоколад. Но перед экзаменом не стоит наедаться.

 

Подробнее...